Наши cтатьи

Нужна ли балансировка колес?

Многие автомобилисты не задумываются о такой важной процедуре, как балансировка колес, забывая о ее важности. А ведь от правильной балансировки дисков и шин зависит долговечность подвески автомобиля, комфорт и безопасность езды.

Сегодня еще остались автолюбители, которых необходимо убеждать в том, что балансировку колес следует делать обязательно. И регулярно. Так же не стоит забывать и о качестве работ по балансировке шин. То есть, данная процедура напрямую влияет на качество и безопасность движения и естественно к выбору шиномонтажной мастерской следует отнестись серьезно и внимательно.

Что такое балансировка колес?

Думаю, что ответ на этот вопрос знаком многим - масса колеса должно равномерно распределена относительно его центра, в этом случае вибрация колеса будет сведена к минимуму.

Ниже постараемся ответить на вопрос - как балансировка влияет на долговечность службы шин и подвески автомобиля, его безопасность, и комфорт передвижения? Не вдаваясь в подробности, постараемся ответить на этот вопрос просто и доступно: если колесо в собранном виде не уравновешенно во всех осях симметрии, возникают центробежные силы в разных векторных приложениях, что влечет вибрацию колеса и равноправные нагрузки на ступицу. И это влечет за собой следующие последствия:

1.При воздействие этих нагрузок несущие узлы подвески автомобиля значительно быстрей изнашиваются (первый страдает подшипник ступицы).
2.Неотбалансированное колесо имеет значительно худшее сцепление с дорогой, что приводит к снижению управляемости автомобиля и увеличению тормозного пути.
3.Неравномерные нагрузки, вибрация колеса приводят к значительному снижению ресурса автошины. Протектор шин быстро и неравномерно изнашивается.
4.Вибрация передних колес довольно ощутимо передается на руль автомобиля и это создает сильный дискомфорт для водителя.

Важна ли точность и качество балансировки колес?

Каждая неуравновешенная масса колеса при его вращении создает собственную центробежную силу, с собственным вектором приложения. Из школьного курса физики - формула вычисления центробежной силы:

M - в данном случае - неуравновешенная масса, W - скорость вращения (угловая скорость), R - радиус удаления неуравновешенной массы от оси вращения.

Видно, что величина центробежной силы зависит от скорости вращения, неуравновешенной массы и радиуса от оси до неуравновешенной массы. Из этого можно сделать следующие выводы - при увеличении скорости, разрушительное действие и все отрицательные последствия неотбалансированного (плохо отбалансированного) колеса существенно возрастают.

Проще говоря, чем выше скорость движения автомобиля, тем более значительно качество балансировки колеса и опасней последствия недобросовестной балансировки.

Какие бывают виды дисбаланса колес?

Есть два вида дисбаланса - динамичный и статичный. И в обоих случаях суть проблемы заключается в несовпадении осей вращения и инерции. Постараемся расшифровать данные термины более доступным языком.

Дисбаланс статический
 - появляется в случае, когда ось вращения колеса параллельна оси инерции и центр тяжести не находится на оси вращения (то есть масса колеса неравномерна распределена по всей длине окружности). В данном случае, можно наблюдать как колесо надетое на свободно вращающуюся ось, сделает несколько маятниковых движения и остановиться только тогда, когда центр тяжести колеса будет находится в самой нижней точке.


Дисбаланс динамический - появляется в случае, когда центр тяжести находится на оси вращения, но сама ось инерции не совпадает с осью вращения и пересекая ее под определенным углом (в этом случае масса колеса неравномерно распределена по всей его ширине). И определить дисбаланс можно только во время вращения колеса.
Мастера шиномонтажных мастерских ликвидируют именно динамический дисбаланс колеса, устанавливая компенсирующие грузики на обод диска.

Какой дисбаланс можно считать нормальным?

Идеально выполнить балансировку колеса невозможно, поскольку в этом процессе важную роль играют не только качество оборудования и профессионализм мастера, но и качество диска и шины. Поэтому, существуют определенные допуски, в рамках которых существующий дисбаланс можно считать допустимым.


В России действует межгосударственный ГОСТ 4754-97 «Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия»,  введен в 1999 году. Смотрим таблицу ниже.

Предельно допустимые биения шины и масса компенсирующих грузов в соответ-ствии с ГОСТ 4754-97

Тип шины

Посадочный диаметр (дюймы)

Предельно допустимая масса грузиков на колесо (грамм)

Предельно допустимое биение шины (мм)

радиальное

боковое

Радиальные (все типоразмеры

12''

50

1,0

1,5

13''

60

1,0

1,5

14''

70

1,0

1,5

15''

70

1,5

2,0

16''

70

1,5

2,0

215/80 R16C

16''

140

1,5

2,0

225/75 R16C

16''

160

1,5

2,0

Диагональные (все размеры)

13''

80

2,0

3,0

14''

100

15''

140

175/80-16

16''

120

Но, данный Гост не описывает допуски для радиальный покрышек, посадочный диаметр которых больше 16 дюймов. Так же в ГОСТе указаны предельно допустимые значения исходя из существующих ПДД (правил дорожного движения). И если, Вы позволяете себе нарушать скоростной режим, для Вас требования по качеству балансировки, должны быть выше, чем ГОСТовские. То есть, чем выше скорость, тем жестче должны быть требования.

Что больше влияет на качество балансировки - человеческий фактор или оборудование?

На этот вопрос можно ответить просто - и то, и другое, влияет на итоговый результат балансировка колес, в одинаковом соотношении. Значит, при выборе шиномонтажной мастерской стоит обратить внимание не только на состояние оборудования, но и на отношение мастера к своей работе, его знания и профессионализм. Ниже Вы прочтете несколько простых правил, которыми следует руководствоваться при выборе шиномонтажной мастерской:

1. После снятия колеса с автомобиля, мастер должен промыть и отчистить его. Удалить грязь с наружной и внутренней сторон колесного диска. Протектор должен быть очищен от застрявших в нем камней. Если этого не сделать, балансировка будет не точной.
2. Перед балансировкой необходимо измерить биение шины и диска (боковое  и радиальное).
3. Балансировочный станок должен в чистом состояние. 

На данный момент в современных шиномонтажных центрах стали появляться принципиально новые станки для балансировки колес, в простонародье - шиномонтаж 3D. На основе лазерной диагностики, это оборудование, точно определяет геометрию отдельно диска и всего колеса в сборе и позволяет максимально эффективно разместить шину на диске, обеспечивая оптимальную компенсацию дисбалансов шины и диска. Это оборудование, безусловно, серьезный шаг в вопросах точной балансировки колес. Правда, найти шиномонтажную мастерскую с таким оборудованием, очень сложно, даже в мегаполисах.