ОАО «Кордиант» вышло на рынок Германии и других европейских стран с пробной партией в 30 тысяч штук легковых автопокрышек, но, по мнению экспертов, главная конкурентная борьба у российских шинников развернется все же за отечественный рынок
Как рассказал заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Кордиант» Вячеслав Горбунов, после проведенной модернизации омской производственной площадки, куда входят ЗАО «Кордиант-Восток» и ОАО «Омскшина», продукция предприятий достигла уровня мировых стандартов и теперь вполне конкурентоспособна на мировом рынке. «Только в Омске мы инвестировали в развитие производства за последний год 1 миллиард рублей. На эти деньги было закуплено и уже установлено необходимое оборудование. И теперь мы увеличили мощности на 1 миллион автопокрышек, доведя производство до 4 миллионов шин в год», — рассказал г-н Горбунов.
Напомним, для развития производства ОАО «Кордиант» воспользовалось региональным законом Омской области «О налоге на имущество организаций», принятым в 2013 году. Поправки в закон позволили предоставить до 2020 года налоговые льготы шинным предприятиям, инвестирующим в открытие новых производств в регионе не менее 500 миллионов рублей. Согласно закону, для предприятия ставка налога на имущество снизилась с 2,2 до 0,01%, что составило экономию около 900 миллионов рублей за семь лет. Взамен за период действия пониженных ставок «Кордиант» обещал губернатору Виктору Назарову инвестировать до 2020 года в омскую площадку около 17 миллиардов рублей и увеличить объем производства до 8 миллионов шин в год.
Однако завершение первого этапа модернизации совпало с резким ослаблением курса рубля и падением рынка автопокрышек в стране на 40%. Процесс начался еще в 2014 году, когда российские автопроизводители стали снижать объемы производства. Теперь уже и автолюбители перестали торопиться со сменой покрышек. «Разумеется, в таких условиях у нас увеличится срок окупаемости инвестиций. При всем том, что мы наращиваем долю на российском рынке, а она сейчас для ОАО “Кордиант” составляет уже более 8%, шины Cordiant представлены в среднем ценовом сегменте и стали альтернативой в наступившем кризисе премиальным шинам», — сказал г-н Горбунов.
По его сведениям, прямые сравнения новых моделей шин Cordiant, в том числе произведенных на омской площадке, с европейскими, корейскими и японскими брендами в среднеценовом сегменте показали отличные результаты как в безопасности (торможение, управляемость), так и в показателях комфортности (плавность хода, внешний шум). Испытания проводились и в России, и в Европе (в частности в Финляндии и Испании).
«Инвестиции в омскую площадку ОАО “Кордиант” сразу же сказались на качестве шин и позволили расширить рынки сбыта, в том числе и за счет европейского рынка. Например, в Германию мы уже отправили пробную партию в 30 тысяч штук легковых автопокрышек», — сообщил г-н Горбунов.
Покрышки продаются за границей в классе Б. Это как раз тот самый среднеценовой сегмент, где Cordiant конкурирует с корейскими производителями и второй линейкой известных европейских брендов. О том, насколько успешно пошли продажи, пока неизвестно.
Аналитик инвестиционной компании «Велес Капитал» Василий Танутков подтверждает приемлемое качество производимых автопокрышек в ОАО «Кордиант». По его сведениям, компания закупила как раз европейские технологические линии. «Притом произошедшая девальвация рубля резко снизила издержки производства. Рабочая сила у нас стала намного дешевле, если сравнивать с европейскими зарплатами. Поэтому сейчас много таких новостей, когда российские производители пытаются освоить новые рынки сбыта и там закрепиться», — отметил г-н Танутков.
Менее оптимистично в отношении перспектив на западных рынках настроен экс-министр экономики Омской области Александр Триппель. Бывший чиновник, а ныне бизнесмен считает, что попытаться развернуть продажи в Германии нужно, но основная борьба у отечественных производителей все же должна развернуться за российский рынок, потому что, несмотря на снижение курса рубля, ни Michelin, ни Continental, ни Dunlop, ни Bridgestone не свернули продажи в России. То же самое касается корейских и китайских производителей.
«И цены вполне даже сопоставимы. Сейчас как раз тот момент, когда нужно максимально увеличивать долю продаж у себя дома. Такие усилия разумнее. Давайте не забывать, что емкость российского рынка автопокрышек пятая в мире, после США, Китая, Японии и Германии», — напомнил г-н Триппель.